Грубо говоря, изначально подкасты не зашли в России так, как, например, в США. Но все поменялось начиная с 2018 года, когда за них взялось интернет-издание Meduza, которое самостоятельно начало делать подкасты в сентябре 2017-го.
Сегодня у «Медузы» 5 рубрик подкастов, не считая спецвыпусков. Издание распространяет их на своем сайте, в мобильном приложении, в iTunes и при помощи RSS. Несмотря на то, что российский рынок рекламы в подкастах считается «диким», Meduza уже сейчас делает партнерские выпуски, фактический формируя новое «лицо» рынка.
Инициатива издания пришлась по душе заметной части аудитории рунета. Подкастинг встрепенулся, и появились новые регулярные подкастеры, среди которых выделились «Бородокаст», «Либо-либо», «Подкастерская», «Завтракаст», «Blitz and Chips», «Глаголев FM». Также на рынок успешно вышли аудиоблоги изданий Arzamas, «Лайфхакер», «Отвратительные мужики» и другие.
Ворвались и сдавать позиции не хотят. Как заявил Мика Голубовский (автор подкаста «Слушай, Алиса» и консультант «Яндекс.Музыки»): «Я искренне считаю, что треть населения России должна хотя бы раз в месяц слушать подкасты».
Все как всегда веет от запада, примерно 144 миллиона американцев старше 12 лет хотя бы раз в жизни слушали подкаст. Это намного больше, чем треть населения страны. Что оправдывает затраты на рекламу - 479 миллионов долларов в 2018 году и 680 миллионов - планируется в 2019 году.
А рынок, кажется, созревает
Brand Analytics выяснила, что «радио по интересам» стоит на пороге серьезного коммерческого успеха. Хотя и сообщает, что подкастинг, на первый взгляд, не особо популярен в соцсетях.
Обычно выпуски подкастов люди слушают в дороге, во время спортивных занятий – там, где им неудобно «социально реагировать» на аудиоблоги немедленно. Вот и причина того, что что подкасты обсуждают нечасто, а если уже и делают это, то в мельчайших деталях, подробно оценивая авторов и делясь друг с другом новинками.
Бытует предположение, если подкасты упоминаются в соцмедиа, то эта информация является особенно ценной. Потому что реакция аудитории не сиюминутна.
Чтобы понять что-то про современный рынок подкастов в рунете, специалисты Brand Analytics проанализировали 2,1 миллиарда русскоязычных сообщений в социальных медиа за период с 15 августа по 15 сентября 2019 года. Подкасты упоминались в 124 тысячах из них.
Аудиоблогами интересовались пользователи «ВКонтакте», «Одноклассников», Twitter, Facebook, Instagram и YouTube. Упоминания подкастов также были выявлены в блогах, на форумах, в публичных каналах мессенджеров и в комментариях к новостным статьям.
Изучая тематические предпочтения аудитории рунета в подкастинге, аналитики принимали в расчет сообщения от первого лица типа «слушаю» / «я слушаю».
Популярность хостингов, на которых размещаются русскоязычные подкасты, рассчитывалась исходя из количества их упоминаний при обсуждении площадок.
Вот о чем, по данным Brand Analytics, в рунете слушают аудиоблоги: