Второй день рождения подкастов:
новая волна интереса к аудиоформатам

Все в нашем мире всё циклично, и подкасты не стали исключением. Российская аналитическая компания Brand Analytics провела исследование «Подкасты в России 2019», которое показало: интерес к аудиоблогам в соцсетях достиг значительного уровня.
Кто слышал «выстрел» ?

Если исходить из понимания, что подкаст – это как бы «любительское радиовещание», то первый подкаст «Иллюзия независимого радио» вышел в 1989 году. «Радиопрограмма» распространялись по частной подписке на магнитофонных катушках, поскольку на реальную радиостанцию такое попасть никак не могло.

Что-то похожее на современное понимание подкаста вышло в 2005 году. Первый хостинг для подкастов открыл диджей и телеведущий Василий Стрельников на домене rpod.ru. Сегодня проект полузаморожен, переехал на другой домен и перестал был хостингом – на сайте лежат только подкасты самого Стрельникова.
Василий Стрельников – один из пионеров подкастинга в России, легендарный (бывший) ведущий MTV Russia и автор хита «Лох – это судьба»
Грубо говоря, изначально подкасты не зашли в России так, как, например, в США. Но все поменялось начиная с 2018 года, когда за них взялось интернет-издание Meduza, которое самостоятельно начало делать подкасты в сентябре 2017-го.

Сегодня у «Медузы» 5 рубрик подкастов, не считая спецвыпусков. Издание распространяет их на своем сайте, в мобильном приложении, в iTunes и при помощи RSS. Несмотря на то, что российский рынок рекламы в подкастах считается «диким», Meduza уже сейчас делает партнерские выпуски, фактический формируя новое «лицо» рынка.

Инициатива издания пришлась по душе заметной части аудитории рунета. Подкастинг встрепенулся, и появились новые регулярные подкастеры, среди которых выделились «Бородокаст», «Либо-либо», «Подкастерская», «Завтракаст», «Blitz and Chips», «Глаголев FM». Также на рынок успешно вышли аудиоблоги изданий Arzamas, «Лайфхакер», «Отвратительные мужики» и другие.

Ворвались и сдавать позиции не хотят. Как заявил Мика Голубовский (автор подкаста «Слушай, Алиса» и консультант «Яндекс.Музыки»): «Я искренне считаю, что треть населения России должна хотя бы раз в месяц слушать подкасты».

Все как всегда веет от запада, примерно 144 миллиона американцев старше 12 лет хотя бы раз в жизни слушали подкаст. Это намного больше, чем треть населения страны. Что оправдывает затраты на рекламу - 479 миллионов долларов в 2018 году и 680 миллионов - планируется в 2019 году.

А рынок, кажется, созревает

Brand Analytics выяснила, что «радио по интересам» стоит на пороге серьезного коммерческого успеха. Хотя и сообщает, что подкастинг, на первый взгляд, не особо популярен в соцсетях.

Обычно выпуски подкастов люди слушают в дороге, во время спортивных занятий – там, где им неудобно «социально реагировать» на аудиоблоги немедленно. Вот и причина того, что что подкасты обсуждают нечасто, а если уже и делают это, то в мельчайших деталях, подробно оценивая авторов и делясь друг с другом новинками.

Бытует предположение, если подкасты упоминаются в соцмедиа, то эта информация является особенно ценной. Потому что реакция аудитории не сиюминутна.

Чтобы понять что-то про современный рынок подкастов в рунете, специалисты Brand Analytics проанализировали 2,1 миллиарда русскоязычных сообщений в социальных медиа за период с 15 августа по 15 сентября 2019 года. Подкасты упоминались в 124 тысячах из них.

Аудиоблогами интересовались пользователи «ВКонтакте», «Одноклассников», Twitter, Facebook, Instagram и YouTube. Упоминания подкастов также были выявлены в блогах, на форумах, в публичных каналах мессенджеров и в комментариях к новостным статьям.

Изучая тематические предпочтения аудитории рунета в подкастинге, аналитики принимали в расчет сообщения от первого лица типа «слушаю» / «я слушаю».

Популярность хостингов, на которых размещаются русскоязычные подкасты, рассчитывалась исходя из количества их упоминаний при обсуждении площадок.

Вот о чем, по данным Brand Analytics, в рунете слушают аудиоблоги:
Наиболее популярной платформой, на которой слушают подкасты, внезапно стал YouTube, а не специализированные площадки (популярность рассчитана исходя из количества упоминаний платформ в соцсетях):
Успех YouTube, скорее всего, объясняется демократичностью платформы. На Soundcloud при достижении определенного количества размещенного аудио от подкастеров начинают требовать абонентскую плату. А платформа Apple Podcasts принадлежит к технологической экосистеме фанов Apple, что ограничивает аудиторию. VK Podcasts – это мобильное приложение. Любителям слушать подкасты на компьютерах «ВКонтакте» эту возможность «обрезает».

Исследование сообщает, что основная часть аудитории русскоязычных подкастов – это люди в возрасте от 25 до 34 лет (37 %) – те, кого маркетологи называют «молодой активной аудиторией». Вот основные данные по демографии:
Вместо вывода

В России, похоже, формируется новый рынок медиа, который еще не охвачен ажиотажем рекламных интеграций. Пока стоимость входа на него невелика. Согласно информации Inc. Russia, аудитория подкастов достигла уже 1 миллиона человек. И вот какие там царят денежные отношения:

  • Разброс цен на рекламную интеграцию составляет от 10 до 100 тысяч рублей.
  • Стоимость рекламного спецвыпуска колеблется для брендов в пределах 50–250 тысяч рублей.
  • Сами слушатели жертвуют любимым подкастерам от 200 до 2 000 долларов в месяц.

Новую подкастерскую волну ожидаемо почуяли в «Яндексе» и VK. Оба российских интернет-гиганта в течение последнего года представили собственные платформы для подкастинга. О рекламном движе в этой сфере отчет BA говорит примерно так: «Интерес рекламодателей к российским подкастам оживился». В них все чаще появляются прямая реклама, спонсорство и «нативка».


Анна Шайдерова
Специалист по коммуникациям S1
Made on
Tilda