Глава 3. ROMI — главный KPI в интернет-маркетингеПрактика, практика, практика (немного математики).
На практике, если вы умеете считать ценовые показатели вроде CPO (средняя стоимость полученного заказа) и можете корректно задавать их в качестве KPI, то этого достаточно для эффективной работы в 80% случаев. Эти метрики можно быстро посчитать, они достаточно просты для восприятия и их легко использовать.
Однако по мере развития бизнеса или если бизнес-модель предполагает окупаемость привлечения в будущем, вам, как вдыхать и выдыхать, необходимо научиться считать ROMI.
Что это за фрукт такой, ROMI? Испанский что ли?:)
ROMI — Return Of Marketing Investment — показатель возврата инвестиций в маркетинг. Простым языком — сколько денег мы зарабатываем, вложив 1 рубль в маркетинг.
Как посчитать ROMI?Приведем один из видов расчета.
Необходимо доход, который мы получаем в течение «жизни» клиента (lifetime value — LTV) поделить на расходы, которые тратятся на его привлечение и удержание (customer acquisition and retention cost — CARC).
ROMI = LTV/CARC * 100%Считаем показатели по порядку.
1. CARC. Тут в целом все просто — берем все-все маркетинговые расходы (прямые расходы на привлечение, и расходы на зарплату, и расходы на колл-центр, и расходы на инструменты вроде системы рассылки имейлов) и делим их на количество платящих клиентов.
CARC = все маркетинговые расходы / количество платящих клиентов за период
Потренируемся в расчете CARC. Бизнес продает занятия «макияж для себя». Представьте, что это обычный интернет-магазин, где пользователь покупает не товар, а занятие с визажистом
Дано:
- потратили на контекстную рекламу — 700 тысяч рублей,
- потратили на социальные сети — 350 тысяч рублей,
- потратили на колл-центр — 70 тысяч рублей,
- потратили на EPS (систему для рассылки электронных писем) — 30 тысяч.
- потратили на операционные расходы на ведение клиентов (договора, проведение оплат) —500 тысяч рублей,
- зарплата всех специалистов и фрилансеров — 1 миллион рублей.
- получили 470 пользователей,
- получили платящих пользователей — 320.
Вопрос: Чему равен CARC?
2.LTV показатель более интересный. Самая большая сложность в его расчете то, что это прогнозный показатель. Вы можете в январе потратить 1000 рублей на платящего клиента, а окупится он только к декабрю. И для многих бизнес-моделей — это вполне нормальная ситуация.
LTV — LifeTime Value — прибыль, получаемая с одного клиента за все время сотрудничества.
Другими словами, пожизненная ценность клиента. Формул LTV — великое множество. Один из вариантов: средняя прибыль с 1 продажи * среднее число продаж за 1 месяц * средняя время сотрудничества с клиентом (в месяцах).
Важно понимать, что есть LTV по выручке и LTV по маржинальности.
- Lifetime revenue (считаем исходя из общей выручки).
- Lifetime margin (считаем исходя из выручки за вычетом операционных расходов). В формуле LTV/CARC учитывается именно lifetime margin.
Вот и все! Можем приступать к расчету ROMI.
Чтобы посчитать ROMI в отдельном маркетинговом канале, например, контекстной рекламе, необходимо взять доход от клиентов из контекста и поделить его на стоимость привлечения и удержания клиентов из контекста.
Если мы научимся считать ROMI и наш специалист по контексту научится считать ROMI, то верхнеуровневую метрику мы сможем задавать как, например, 1 млн рублей выручки с контекста при ROMI не меньше 120%.