Шаг 2. Опишите модель бизнеса и ситуацию на рынкеВы описываете, как работает ваш бизнес, из чего он состоит. Просто отвечаете на вопросы, разбитые по блокам:
- Торговое предложение
- Отношения с клиентами
- Каналы поставки
- Сегментация клиентов
- Ключевые шаги и мероприятия
- Ключевые ресурсы
- Ключевые партнеры
- Структура затрат
- Источники доходов
Чтобы взглянуть на бизнес со стороны и увидеть новые возможности для роста. Например, когда компания по монтажу отопления в коттеджах описывала своих партнеров, то выяснила, что оконная компания может стать для них дополнительным каналом новых клиентов. В итоге их стратегическое партнерство привело к совместному выходу в соседний регион и увеличению продаж.
Вы описываете свою стратегию маркетинга — каким способом вы хотите победить в конкурентной борьбе. Здесь важно для себя понять, в чем сила вашей компании. За счет чего она будет расти и развиваться. Маркетологи знают несколько видов маркетинговых стратегий. Для их описания потребуется как минимум отдельная статья. Но в первом приближении вам важно для себя понять, как вы будете конкурировать.
Приведу три типа стратегии по Портеру, а вы выберите ту, которая наиболее вам подходит.
Стратегия дифференциации — создание уникального продукта для отрасли. Например, у вас уникальная технология обслуживания клиентов, вы быстрее всех исполняете заказы. Это клиенты ценят.
Стратегия фокусирования — вы выбираете узкую нишу и концентрируетесь только на ней. Например, компания Ламборджини в самом начале своей истории выпускала только тракторы. За счет фокусировки клиенты идут не к обычной компании, которая работает со всеми, а к той, которая специализируется на них.
Стратегия лидерства по издержкам — вы достигаете самого низкого уровня затрат и назначаете самые выгодные для клиента цены.
Анализ конкурентов помогает понять, в чем ваши сильные и слабые стороны. Попробуйте заказать продукт у конкурентов и сравните с тем, как это устроено в вашей компании.