Главные медиатренды:
2019-й - год перерождения журналистики

Институт Reuters, совместно с Оксфордским университетом выпустили объемный отчет «Журналистика, СМИ, технологические тенденции и прогнозы — 2019» за авторством Ника Ньюмана.

Ник Ньюман ー один из основателей международных сайтов BBC. Изначально руководил командами, представляющими BBC в мире диджитал, а сейчас является старшим научным сотрудником Института Reuters и выступает ведущим автором отчетов о трендах в цифровых СМИ.

Отчёт Ньюмана основывается на опросах 200 лидеров СМИ из 29 стран. Среди респондентов: 40 главных редакторов, 30 генеральных директоров и 30 руководителей digital-направлений. В отчёте представлены мнения представителей ведущих традиционных медиа-компаний со всего мира, а также руководителей медиа, которые были «рождены цифровыми».

Ниже представлены основные положения отчета.

2019-й — год конца серьезной журналистики

2019-й год респонденты Ньюмана называют «годом падения влияния традиционной журналистики и волны увольнений журналистов». Основным источником потребления контента является интернет, что влечёт за собой значительное падение доходов от рекламы в «бумажных» издания и снижение уровня доверия к СМИ. Пользователи, уставшие от недостоверных новостей, уходят на другие площадки — более удобные и надежные, все больше обсуждений переносится в мессенджеры, поскольку они придают уверенности в том, что ты общаешься с реальными людьми.
В итоге «умные СМИ» теряют доходы. Среди 200 опрошенных «цифровых лидеров» большинство склоняется к тому, что платная подписка и клубное членство для читателей становится ключевым приоритетом для индустрии взвешенных новостей.
Какая-то часть издателей ожидает, что новостная деятельность серьезных СМИ будет субсидироваться в разных формах. 29% уверены в том, что в этом году им будет оказана значительная помощь некоммерческими фондами и другими видами НКО. 11% уверены, что изданиям станут помогать правительства, однако 29% «цифровых лидеров» полагает, что вся эта помощь издателей серьезных СМИ не спасет.

Современная модель потребления новостей: аудио — визуальная

Издатели медиа, в основном, привлекают внимание к своим материалам в Google, поскольку он является лидером доверия согласно последним опросам.

Самая главная головная боль издателей — это удержание (73%) и привлечение (74%) персонала. Зарплаты в отрасли низкие, темп работы высокий, плюс ко всему, и психологическое давление на работников отделов новостей, что ещё больше усугубляет текучку кадров.

78% опрошенных считают, что важно больше инвестировать в искусственный интеллект (AI), чтобы тот занимался персонализацией выдачи материалов читателям (73% респондентов).

Меняется сама подача новостей ー люди больше слушают и смотрят, поэтому СМИ все чаще запускают ежедневные подкасты.

78% полагают, что новые голосовые технологии, такие как Amazon Alexa и Google Assistant, в ближайшие годы значительно повлияют на то, как аудитория будет получать доступ к контенту.

«Медленные новости» — тренд 2019 года
В 2019 году начали развиваться закрытые сети и сообщества без фейков и кликбейта.
Также среди читателей замечен тренд «цифровой детоксикации». Его цель — тратить гораздо меньше времени на соцсети, но быть в курсе значимых событий. Появились издания, которые делают «медленные» новости (например, британская Tortoise («Черепаха») или голландский De Correspondent). Однако, есть один минус: такие проекты предлагают платную подписку, которая «отключает» все больше читателей от качественных событийных материалов и людям становится труднее понимать, где им врут, а где нет.

Возникла волна «потребительского раздражения» от новостей, а внедрение платных подписок спровоцировало появление программного обеспечения «paywall-blocking»: оно позволяет обходить защиту «платных» статей.

2018-й год: все новое — хорошо забытое старое

Бизнес-модели стали новыми, но оставили некоторые старые навыки.

Отчет Института Reuters отмечает: информационные бюллетени, поданные на сайтах в формате всплывающих окон (pop-up), подкасты, которые рекламируются поп-апами, вновь стали успешны.

Возродилась и оптимизация под поисковики.

Что важно для издателей СМИ и блогов в 2019 году

Соцсети, поисковики и агрегаторы новостей начали внедрять метки для изданий, «заслуживающих доверия». На получение метки будет влиять авторитет СМИ или блога и его «послужной список», что может отразиться на ранжировании в выдаче поисковиков и на показах в лентах соцсетей и агрегаторов.

Издателям следует обратить внимание на YouTube, Instagram и Twitter — как на платформы распространения контента. Любопытно, что 43% «цифровых лидеров» назвали Apple News таким же важным каналом, как и Facebook.
Так издатели оценивают важность следующих платформ для распространения контента (% ー количество респондентов, назвавших каналы «важными» или «очень важными», проценты не суммируются – называть можно было много каналов):

// Соцсети рассматриваются в качестве маркетингового канал для привлечения клиентов на свои площадки; огромной популярностью пользуются сториз. //

Заключение

Ник Ньюман, основываясь на опросах профессионалов, сообщает, что 2019 год станет «критическим» как для издателей, так и для платформ в сфере восстановления взаимного доверия и возвращения доверия публики.

Ожидается, что в центре внимания на платформах будет доверенный контент (с метками «авторитетности» издателя) и контент, значимый для потребителя.

В глобальном масштабе серьезные СМИ планируют переходить на платный контент. Это станет основной бизнес-моделью.

Популярной становится одна из форм сокращения расходов – коллаборации между издателями.

Однако, несмотря на все предпринятые меры, вся индустрия будет оставаться «хрупкой» весь 2019 год.


Алина Пациенко
Маркетолог S1
Made on
Tilda